История земли Нагорской: Вобловицкая волость

Работу любезно предоставила: Мандалак Оксана Николаевна

Вобловицкая волость

1.1. Образование Вобловицкой волости.

Земле Нагорской 400 лет, и корни ее истории уходят в далекий 1595 год от Рождества Христова. Именно в этом году 31 января царь Федор Иоаннович подписал грамоту об отводе во владение Вятскому Успенскому монастырю Вобловицкой волости Слободского уезда, окончив сию грамоту государевым повелением одному из наиболее грамотных и уважаемых людей г.Хлынова городскому приказчику Федору Рязанцеву: ”… И как к тебе ся грамота придет, ты бы, взяв с собою лучших Хлыновских и Слободских посадских и волостных попов, старост, целовальников и крестьян, да с ними в ту волость Вобловичи ехав, переписал в той волости села и деревни, починки и займища, селища и пустоши, и в них дворы, во дворах людей по именам, и сколько где чести пашни паханой и перелогу, сена и леса …, рыбных ловель и бобровых гонов, и иных всяких угодий …, а переписав все то, написал в книгу подлинно …, да те книги переписи своей … прислал к нам в Москву …, чтобы и нам про ту волость было ведомо”.

В соответствии с этой грамотой, лично полученной основателем и доныне стоящего в Кирове Вятского Успенского монастыря игуменом Трифоном, Вобловицкая волость вместе с землями, водами и крестьянами отдавалась на монастырское строение и монастырю на пропитание. С этого времени и начинается писаная история Вобловицкой волости, то есть земли Нагорской.

Но можно и спорить о времени основания или начала истории, о времени появления здесь наших предков. В некоторых исследованиях ХIХ века, в частности вятских краеведов, упоминаются предания о селе Нагорском и селе Березовском (или Мулинском городище), где якобы жили великаны, перебрасывающие целые деревья с горы Мулинской на Нагорскую. В других источниках, например, в той же грамоте царя Федора Иоанновича от 1595 года есть ссылка на перепись 1590 года, где говорится, что ”в Слободском уезде, повыше Николы Сырьянского 10 верст вверх по реке Вятка новое роспашье волосткою Вобловичи …”. Однако письменных материалов самой переписи не сохранилось.

Всылке на перепись 1590 года не говорится, сколько населенных мест имелось на правой стороне Вятки и не дается их описи (в отличие от переписи 1595 года, где указаны имена, фамилии, а иногда и отчества жителей и местность, где они жили). Нужно также учесть, что значительная часть населенных мест была по левой стороне реки Вятки, так как юго-восточная граница волости шла по речке Иванцевке и территория простиралась до устья речки Солоной. Перепись 1595 года свидетельствует, что из 40 населенных мест, находившихся на левой стороне Вятки, лишь четыре имеют перелог, то есть заброшенную пашню, находившуюся в простое 2-3 года после снятия ”двух хлебов”, а из 14 на правой - пять. К тому же из этих мест к 1595 году шесть были уже пустошами. Можно предположить, что на момент переписи 1589 – 1590 гг. на левой стороне существовало лишь незначительное число населенных мест.

Возможно, что время преподнесет нам новые факты и свидетельства о жизни наших предков, но пока грамота Федора Иоанновича от 31 января 1595 года считается отправной точкой в истории Нагорской земли, в истории многих ее нынешних сел и деревень. Единственным исключением является починок, а позднее деревня Путятинская, которая упоминается в «Сотой грамоте” от 31 декабря 1590 года в числе земель Трифонова монастыря.

Итак, грамота царская была дана, и повеление государево в тот же год все было исполнено в точности – грамота представлена в Москву и приписана к землям Российским.

1.2. Вобловицкая волость в конце XVI века.

Границы Вобловицкой волости уже тогда они были определены довольно точно: ”Вяткою рекою от речки Иванцовки по речку Солоная и Коброю рекою до речки Масляная”. В последующие 100 лет Успенский монастырь получил сначала на оброк, а затем и безоброчно все земли по реке Кобре до реки Пашняг, включая речки Федоровку и Подхолунную, то есть практически всю нынешнюю территорию Нагорского района и даже более, так как сюда входили и земли по левому берегу реки Вятки от речки Солоной до речки Иванцовки. Но земли эти в большинстве своем были пусты и использовались в связи с охотой и рыбной ловлей.

Уже тогда в 1595 году на территории Вобловицкой волости имелись погост с церковью во имя святого Ильи пророка (будущее село Полом), две деревни и 44 починка. Согласно переписи здесь в 67 дворах проживало 84 человека (надо иметь в виду, что переписи того времени учитывали только мужское население работоспособного возраста, с учетом этого общее число душ приближалось к 300). К этому времени вобловицкие крестьяне имели порядка 180 гектаров пашни и около 70 сенокосных угодий.

Грамота от 1629 года свидетельствует, что в состав Вобловицкой вотчины входили 4 села: Нагорское, Мулино, Синеглинье и Спасское (Вобловица) – нынешний Полом, а также несколько приписанных к ним деревень и починков по рекам Вятке, Кобре, Вобловице, Иванцовке и Роговке. Количество дворов в вотчине не показано. А по переписи 1678 года в этих местах обитало уже крестьян: 184 мужского и 204 женского пола.

1.3. История заселения Вобловицкой волости.

Учитывая систему земледелия того времени и имея по переписи около 18 гектаров перелогу на 64 двора, можно справедливо предположить, что абсолютное большинство населения обитало в этих краях не более 5-7 лет, то есть появилось как раз в то время, когда, не выдержав все усиливающегося налогового гнета жители г.Шестаково (одного из пяти городов Вятских) и Шестаковского уезда стали перебираться на новые места, ибо после переписи 1546 года Иван Грозный, хотя и предоставил шестаковцам право уплачивать долги без оплаты процентов, но разделил его жителей на две категории: тех, кто жил в тех местах, где находился на момент переписи, и на тех, кто после переписи поселился на новых местах. Последние освобождались от многих видов платежей и имели 10-летнюю льготу в их уплате. Приближение следующей переписи (а они проводились по Византийской традиции примерно каждые 15 лет) в 1590 году вызвало очевидно очередной отток шестаковцев.

В пользу того, что большинство наших предков пришли со стороны Шестаково, говорит и тот факт, что большая часть крестьян, проживающих в 1595 году на правом берегу Вятки в Вобловицкой волости, имели такие же фамилии, что и сородичи в г.Шестаково и его уезде: Двоеглазовы, Кашины, Кочуровы, Костылевы, Плотниковы, Перминовы. Шестаковцы, в свою очередь, прямые потомки воинов войска Московского, которое в 1498 году совершило ”Вятское взятие”, подчинив вольную Вятку Московскому князю, а вернее той ее части, которая формировалась устюжанами, двинянами, важанами, каргопольцами и т.д.

Одним из первых населенных мест Вобловицкой волости был починок, а позднее деревня, Путятинский, который уже по переписи в 1590 года числился за Трифоновым монастырем. В рукописях священника Кибардина, чьи предки жили в наших краях, много занимавшегося историей Слободского уезда, датированных 1846 годом, упоминается, что ”тма и поныне существует часовня, по преданию основанная будто бы самим преподобным Трифоном, там же был большой монастырский двор”.

Трифонов монастырь, получив земли Вобловицкой волости, не останавливается на этом. В этом же 1595 году он получает новые незаселенные земли Казанского уезда, основав там к 1601 году первое поселение Полянки на реке Вятка (Вятские Поляны), заселив его своими крестьянами с Вобловицкой волости и г.Хлынова.

Чуть позднее значительное число вобловицких крестьян было переселено еще на одни вновь приобретенные монастырем земли. К 1665 году правая и левая стороны реки Суны были на одну треть заселены нашими предками. В переписях тех лет на реке Суны появляются фамилии Двоеглазовых, Костылевых, Вобловицких, получила свое название река Вобловка и т.д.

1.4. Вобловицкая волость в XVIII веке.

К середине XVIII века в Вобловицкой волости насчитывалось около двух тысяч душ крестьян и около 400 гектаров пашенных земель. За это время оформилось еще три села помимо Вобловицкого Спасского (Полом): с.Нагорское Рождественнское, Мулинское Вознесенское и Синеглинское Петропавловское. Каждое со своей церковью и приходом, включавшими по 30-40 деревень и починков. В конце XVIII начала XIX веков были построены здания нынешних церквей: 1792 г. – с.Мулино, 1828 г. – с.Нагорское, 1829 г. – с.Заево, 1898 г. – с.Николаево. Петропавловская церковь в с.Синегорье, построенная в 1817 году пала перед лицом времен и событий.

В середине 40-х годов XVIII века начала строится первая казенная мельница на р.Вобловице. Строилась сразу всерьез и надолго. Наши предки тогда 250 лет назад строили ее не только для мучной нужды, но и для пилования.

Наши предки разрабатывали земли в глубокой тайге вдоль рек. Согласно переписи 1629 года, крестьяне вобловицкой вотчины по расчетам А.В.Эммаусского, имели уже 137,5 десятины пашни, что соответствует 477 гектарам (десятина равнялась 1,09 гектара). Следовательно, на каждый двор приходилось по 2,2 десятины (2,1 га). В этих условиях крестьяне дополняли свою посевную площадь за счет подсека, ежегодно вырубая и выжигая в лесу лядины (особые места, предназначенные под пашни или сенокосы в лесу, росчисти).

Та писцовая книга 1629 года указывает, что в вотчине, кроме земли паханой, имелось 256 десятин лесу пашенного, то есть новых росчистей, которые после снятия урожая вновь запускались под лес. Пашенный лес давал дополнительную площадь около1,3 десятины на двор. Таким образом, вобловичане в XVII веке засевали примерно по 3,5 десятины (3,8 га) на двор в среднем. Этого, конечно, было очень мало. Суровая зима, длительность снежного покрова, доходящая до 6 месяцев в году, частый возврат холодов в весенние месяцы, во время сева и появления всходов приводили к частым неурожаям. Населению приходилось голодать и питаться суррогатом, вроде пихтовой коры. Неблагоприятные природные условия дополнялись неплодородием почвы.. крестьяне не имели достаточного количества скота, не могли удовлетворительно удобрять землю. По вычислениям С.В.Токарева, урожайность в XVII – XVIII веках на Вятке составляла: по ржи – 22,5 пуда, по овсу – 24,8 пуда с десятины, то есть соответственно 3,3 и 3,6 центнера с гектара. Ясно, что здесь, на севере, она была еще меньше. Собранный в вотчине хлеб шел, кроме нужд монастыря, на содержание как стрельцов, так и служилых людей в Сибири, поскольку им там еще обеспечиваться не могли. А в 1681 и 1683 гг. грамотами было указано: «За сибирские хлебные запасы никаких поборов с Вобловицкой волости и с села Полянок с деревнями искать не велено”. Возделывались также ячмень, лен, яровая пшеница, но в размерах посевных площадей они значительно уступали основным зерновым культурам. Из скота держали лошадей, коров, овец и сравнительно в небольших количествах свиней. Но плохой уход, частые падежи, в особенности от чумы и сибирской язвы, полное отсутствие ветеринарской помощи гибельно отражались на скоте.

Промыслы тогда были на примитивном уровне. В частности, рубка леса производилась при помощи топора. Пила находит себе более или менее широкое применение только в XIX веке. Пушных зверей добывали с помощью лука и стрел, силков, западней, капканов, рогатин и других охотничьих приспособлений. Основным промысловым видом была белка. В глухих лесах в верховьях Кобры и Сысолы сохранился еще соболь, истребленный к тому времени на большей части Вятского края, причем местный соболь был малоценным. Добывали также красную лисицу, белку, куницу, горностая, выдру, норку. С вотчины собирались и ”столовые припасы”, состоявшие из грибов и ягод.

Содержание всех монастырских служителей в вотчине, а именно приказчика. Руководившего всеми делами, писчиков, присмотрщиков, так называемое ”служительское жалование” также ложилось на плечи крестьян. Находились они в ту пору в Нагорском и Поломе.

Быт предков с сегодняшних позиций был просто ужасный. В деревянных избах прорубались небольшие окна, так называемые волоковые, в которые вместо стекла вставлялся бычий или коровий пузырь, вследствие чего дневной свет проникал в избу очень слабо. Топка печей, как в избах, так и в церквях производилась по-черному. По вечерам избы освещались лучиной. Лишь более состоятельные домохозяева употребляли сальные свечи, приготовляемые большею частью домашним способом. В избах крестьяне держали по зимам кур, кормили скот, особенно новорожденный. Как отопление, так и освещение, а ровно и кормление животных давали в избах много копоти грязи.

Так и жили наши предки в течение первого своего столетия на Нагорской (Вобловицкой) земле. И не их вина, что эти земли остались вдали от больших и малых дорог, и как следствие – не появилось на территории Нагорского района ни заводов, ни фабрик, ни больших городов, не смотря на длинную, пусть не богатую историческими событиями историю.

  • 18 дек 2007
  •  
  • 3316
  •  
  • 1

Комментарии 0

Добавление комментариев закрыто.
 

© Nagorsk.ru 2008 - это свободный интернет проект о поселке городского типа Нагорск Кировской области.

Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100